Контроль качества оказания медицинской помощи

Виды

Как будет проводиться экспертиза качества медпомощи?

28 августа 2017 года прошёл вебинар «Новейшие риски привлечения медицинских организаций и работников к юридической ответственности при оказании платных медуслуг ненадлежащего качества, возникшие в связи с порядком проведения экспертизы качества медицинской помощи вне ОМС». Вебинар был мотивирован выходом Приказа Минздрава России № 203н и Приказа № 226н, которые утвердили критерии оценки качества медицинской помощи и порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Вебинар провёл Алексей Валентинович Панов – управляющий ООО «Центр медицинского права», руководитель Омского регионального отделения Федеральной общественной организации «Ассоциации медицинских юристов».

В ходе вебинара Алексей Панов рассмотрел нормативное регулирование требований к надлежащему качеству платных медицинских услуг, основания для проведений ЭКМП, раскрыл понятия, используемые в Приказе Минздрава России от 16 мая 2017 года № 226н, и ответил на вопросы участников. Участие в онлайн-мероприятии приняли 45 медработников.

Какие нормативно-правовые акты регламентируют качество медпомощи?

  1. Закон «О защите прав потребителей».

В законе говорится, что гражданин имеет право на качественное оказание услуг, в том числе медицинских.

  1. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Если речь идёт о платных медицинских услугах, то закон № 323-ФЗ отсылает нас к закону «О защите прав потребителей», согласно которому качество определяется условиями договора или законодательными требованиями – Приказ № 203н.

В договоре можно указать свои критерии качества медпомощи, но они не должны противоречить Приказу № 203н.

  1. Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Приложение 3. ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Приложение 1к приказуМинистерства здравоохраненияРеспублики Хакасияот 20.11.2012 N 916

(в редакции приказов Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870, от 13.12.2013 N 1334, от 12.07.2017 N 700)

1. Общие положения

Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Контроль качества оказания медицинской помощи

(в ред. приказа Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870)

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»;

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

1.2. Положение устанавливает порядок организации и проведения внутреннего контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) и безопасностью медицинской помощи, оказываемой гражданам организациями, осуществляющими медицинскую деятельность на территории Республики Хакасия (далее — медицинские организации).

1.3. Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее — контроля качества медицинской помощи) является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе применения медицинских технологий в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи, организационно-медицинскими технологиями медицинской помощи на этапах ее оказания, маршрутами движения пациентов.

выявление дефектов медицинской помощи, оказанной конкретным пациентам, установление причин их возникновения и степени их влияния на здоровье;

оценка организационных технологий оказания медицинской помощи, оптимальности использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинской организации;

организация и проведение контроля качества медицинской помощи по уровням, определенным пунктом 2.3 настоящего Положения;

Контроль качества оказания медицинской помощи

оценка выводов о качестве медицинской помощи, сделанных на нижестоящих уровнях контроля;

анализ данных, полученных при проведении мониторинга показателей качества медицинской помощи в медицинской организации;

оценка удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;

подготовка предложений для руководителя медицинской организации, направленных на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

контроль качества медицинской помощи — определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам и современному уровню медицинской науки и технологий с учетом объективно имеющихся потребностей отдельных пациентов;

стандарт — нормативный документ, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области;

протокол ведения больного (отраслевой стандарт) — нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации;

дефекты медицинской помощи — действия или бездействие медицинского персонала, являющиеся несоответствием медицинской помощи (медицинской услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством; нарушением требований безопасности медицинской услуги; несоответствием медицинской помощи (услуги) целям, для которых данная медицинская помощь (услуга) обычно оказывается, выразившимся в причинении вреда жизни и здоровью пациентов; неоптимальным выбором технологии оказания медицинских услуг; нарушением правил оформления медицинской документации;

Еще по теме  Накопительное страхование жизни: что это такое, плюсы и минусы, рейтинг компаний на 2020 год

ятрогении (ятрогенные осложнения медицинской помощи) — любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и терапевтических мероприятий, которые приводят к нарушениям функций организма, инвалидности или смерти.

2.1. Контроль качества медицинской помощи проводится во всех организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.

Контроль качества медицинской помощи осуществляется в медицинской организации при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности на вид работ (услуг) «экспертиза качества медицинской помощи».

В случае отсутствия у медицинской организации лицензии на вид работ (услуг) «экспертиза качества медицинской помощи» внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи может быть обеспечен путем заключения договора с организацией здравоохранения, имеющей лицензию на данный вид работ (услуг).

Контроль качества оказания медицинской помощи

2.2. Контроль качества медицинской помощи осуществляется работниками, ответственными за проведение контроля качества медицинской помощи (далее — ответственными за проведение контроля), назначенными приказом руководителя медицинской организации.

первый уровень контроля — заведующие отделениями (подразделениями, кабинетами) медицинской организации;

второй уровень контроля — заместители руководителя медицинской организации;

третий уровень контроля — врачебная комиссия медицинской организации (ВК).

Контроль качества медицинской помощи в центрах, кабинетах, подразделениях, врачебных амбулаториях и т.д., не имеющих статус отделения или по штатному расписанию не предусматривающих должность заведующего отделениями (подразделениями, кабинетами), проводится заместителями руководителя медицинской организации в пределах объемов, установленных распорядительными документами медицинской организации.

(п. 2.3 в ред. приказа Минздрава Республики Хакасия от 12.07.2017 N 700)

контроль за обоснованностью, своевременностью и правильностью постановки диагноза, проводимого лечения, направления на госпитализацию, санаторно-курортное лечение и МСЭ, выдачи листков нетрудоспособности, выписки рецептов, в т.ч. льготным категориям граждан;

контроль за работой с хроническими больными и группой часто и длительно болеющих, проведением диспансерных осмотров и диспансерному наблюдению;

анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, летальности, первичного выхода на инвалидность, госпитализации;

контроль совместно со старшей медицинской сестрой санитарно-эпидемиологического режима, прививочной работы, своевременности и правильности выполнения врачебных назначений;

контроль за правильностью ведения утвержденной медицинской документации.

Контроль качества оказания медицинской помощи

контроль за обеспечением преемственности в работе между поликлиникой, стационаром, подразделениями скорой и неотложной помощи, диагностическими службами и другими медицинскими и фармацевтическими организациями;

организация работы лечебно-контрольной комиссии;

анализ летальности с разбором случаев расхождения патологоанатомического и клинического диагнозов;

организация работы комиссии по госпитализации, анализ обоснованности плановой и экстренной госпитализации, полноты использования возможностей амбулаторного этапа лечения;

контроль совместно с главной медицинской сестрой за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима, анализ актов проверок Роспотребнадзора; метрологическим обслуживанием и состоянием медицинской аппаратуры; повышением квалификации врачебного и сестринского персонала.

принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

определение трудоспособности граждан;

продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

Кто может инициировать ЭКМП?

Экспертиза проводится в рамках государственного и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, следовательно, инициаторами экспертизы могут выступать:

  • Росздравнадзор (в рамках госконтроля);
  • Минздрав России, Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов РФ (в рамках ведомственного контроля).

Росздравнадзор при проверках имеет право:

  1. привлекать научные и иные организации, учёных и специалистов;
  2. получать беспрепятственный доступ на территорию проверяемых организаций, в любые помещения и доступ к оборудованию;
  3. организовывать проведение экспертиз качества медицинской помощи;
  4. снимать копии с документов, осуществлять фото- и видеосъёмку;
  5. применять меры предупредительного и профилактического характера, направленные на предотвращение или ликвидацию последствий нарушения при оказании медпомощи.

– Честно говоря, представляя интересы медицинских организаций, ни разу не встречался с тем, чтобы Росздравнадзор сам снимал копии с документов, – комментирует четвёртый пункт эксперт. – Он уведомляет, какие документы нужно предоставить, медицинская организация говорит: «Есть!» – и документы предоставляет.

Также Панов отметил, что в своей практике не видел сотрудников Росздравнадзора или региональных органов власти, осуществляющих фото- или видеосъёмку, но не стоит забывать о такой возможности.

– Как быть с коммерческой организацией?

Еще по теме  Срок действия полиса обязательного медицинского страхования

– В отношении коммерческой организации действует государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. И те полномочия Росздравнадзора, органов Росздравнадзора, которые есть, безусловно, выполняются в отношении коммерческих организаций.

– Что делать, если в приказе № 203н нет критериев по специальности, например, по стоматологии?

Контроль качества оказания медицинской помощи

– Смотрите, у нас есть критерии качества медицинской помощи по группам заболеваний. Если у нас по группам заболевания нет, мы берём критерии, которые имеют отношение к качеству медицинской помощи на амбулаторном и стационарном этапе: наличие ИДС, постановка предварительного диагноза в установленные сроки… То есть мы берём те общие критерии, которые существуют применительно к тем нозологиям, которые были установлены в рамках оказания медицинской услуги.

Приглашаем вас принять участие в Международной конференции для частных клиник «Инновационные подходы к удовлетворению ожиданий современных пациентов», где вы получите инструменты для создания положительного имиджа вашей клиники, что повысит спрос на медицинские услуги и увеличит прибыль. Сделайте первый шаг на пути развития вашей клиники.

ВВЕДЕНИЕ

Внутренний контроль
качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в
соответствии с Федеральным
законом N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации».Ранее были разработаны
предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего
контроля качества и безопасности медицинской деятельности в
медицинской организации (стационаре).

В настоящее время они
используются для совершенствования системы внутреннего контроля
качества во многих медицинских организациях (стационарах) г.Москвы
и в других регионах, например, Томской области, республике
Татарстан.В
представленных Рекомендациях содержатся подходы к формированию и
функционированию системы внутреннего контроля качества и
безопасности в медицинских организациях
амбулаторно-поликлинического звена.

При разработке использованы
следующие принципы: ориентация на пациента, процессный подход,
риск-ориентированный подход, непрерывное повышение качества и
другие.В
настоящее время именно первичному звену здравоохранения уделяется
особое внимание. Акцент реформирования в здравоохранении на
амбулаторно-поликлиническое звено поднял вопросы доступности
медицинской помощи, было разработано множество мер по организации
именно этого аспекта качества медицинской помощи.

Внутренний
контроль в поликлинике является действенным инструментом управления
качеством и безопасностью медицинской деятельности.Выделены 15 основных
направлений для обеспечения качества и безопасности медицинской
деятельности в медицинских организациях
амбулаторно-поликлинического звена. По каждому из основных
направлений определены показатели (объединённые в группы), которые
являются одновременно и целевыми ориентирами для повседневной
работы поликлиник, и критериями для их оценки.

Кроме качественных
показателей предложены количественные индикаторы, которые могут
быть использованы для формирования системы мониторинга качества и
безопасности медицинской деятельности в медицинской
организации.Рекомендации
предназначены для использования руководством медицинских
организаций (поликлиник) для создания системы внутреннего контроля
качества и безопасности медицинской деятельности.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АБ

Антибиотики

АД

Артериальное давление

АИС

Автоматизированная
информационная система

АМП

Антимикробные
препараты

АРВ/АРВП

Антиретровирусные
препараты/антиретровирусная профилактика

ВИЧ/СПИД

Вирус иммунодефицита
человека/Синдром приобретенного иммунодефицита

ВОЗ

Всемирная организация
здравоохранения

ГРЛС

Государственный
реестр лекарственных средств

ИБ

История болезни

ИСМП

Инфекции, связанные с
оказанием медицинской помощи

ЛП

Лекарственные
препараты

ЛС

Лекарственные средства

МВД

Министерство внутренних
дел

МИ

Медицинские изделия

МО

Медицинская
организация

НД

Нормативная
документация

НП
«НАСКИ»

Некоммерческое партнерство
«Национальная ассоциация специалистов
по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской
помощи»

ЦСО

Центральное стерилизационное
отделение

РУ

Регистрационное
удостоверение

СанПиН

Санитарные правила и
нормы

СЛР

Сердечно-легочная
реанимация

СОП

Стандартная операционная
процедура

СП

Скорая помощь

ТБД

Трахеобронхиальное
дерево

ЦСО

Центральное стерилизационное
отделение

ЧДД

Частота дыхательных
движений

СОС

Стандарт определения
случая

АК

Амбулаторная карта

Приложение 1. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

N
группы показа-
телей

Группа
показа-
телей

Показа-
тели

Сгруппи-
рованные N
показателей

Порядок оценки
показателя

Отметка о
наличии, исполнении, соответствии

Отметка об
отсутствии, неисполнении, несоответствии

По каждому из разделов
определены основные группы показателей (требования соответствия),
комплексная оценка которых дает объективную информацию о состоянии
качества и безопасности медицинской деятельности по каждому разделу
работы МО. С одной стороны, выбранные показатели достаточно полно
отражают процесс, с другой — являются реперными точками оценки
этого процесса.

Каждая группа показателей
включает в себя показатели медицинской деятельности, которые
характеризуют ее качество и безопасность. В столбце «Порядок
оценки» описана методика оценки исполнения (наличия, соответствия)
показателей.При подготовке к оценке
рекомендуется дополнить оценочные листы столбцами для записи
примечаний, а также дополнительными строками в соответствии с
рекомендуемым количеством АК/ИБ, которые следует проверить,
интервью персонала и пациентов, которые следует провести,
наблюдений случаев оказания медицинской помощи.

Настоящие Рекомендации
предназначены, в первую очередь, для внедрения внутреннего контроля
в поликлинике (любого уровня). Перед оценкой необходимо из
оценочных листов исключить те показатели, которые являются
неприменимыми для конкретной МО из-за ее специфики.В
Рекомендациях используется два вида показателей.

Помимо
качественных, оценивающих ресурсы и процессы медицинской
деятельности, предлагается использовать количественные показатели и
нормативы, оценивающие исходы (результаты). Данный вид показателей
важен для оценки эффективности работы МО, а также для сравнения
различных МО или регионов между собой.

Выше 80% — система обеспечения качества и
безопасности медицинской деятельности в МО эффективная, требует
контроля и минимальных улучшений. 75%-80% (по каждому из разделов в
отдельности) — система в целом эффективна, требуются корректировки
по отдельным разделам работы. Уровень 75% и ниже — система неэффективна,
выявлены значительные нарушения в большинстве разделов работы МО,
требуются существенные изменения.

Еще по теме  Совет 1 Как поменять страховой медицинский полис в 2020 году

1. Документация: нормативная — приказы главного врача,
должностные инструкции, протоколы/алгоритмы, инструкции и т.д.; медицинская — истории болезни, амбулаторные
карты, учетно-отчетные статистические формы и т.д.;

2. Персонал, знания и
мнение которого можно проверить путем опроса, тестирования.

3. Пациенты и члены их
семей, сопровождающие, которые могут быть опрошены устно (интервью
по заранее составленной форме) или письменно (анкетирование).

4. Прямое наблюдение за
процессами медицинской деятельности.

1) стандартные
операционные процедуры;

2) клинические
протоколы;

3) алгоритмыСтандартные операционные
процедуры (далее — СОПы) — документально оформленные инструкции по
выполнению рабочих процедур или формализованные алгоритмы
выполнения действий, исполнения требований стандартов медицинской
помощи.________________

1) Кто участвует в
реализации, выполняет его требования и какие ресурсы необходимы для
его реализации?

2) Где, в каком
подразделении МО следует выполнять требования СОПа?

3) Сколько времени
потребуется на выполнение требований СОПа?СОПы должны быть
краткими, четкими, конкретными. Оптимальная форма — в виде таблиц
или схем и алгоритмов с минимальным объемом текстовой части.При разработке СОПов
следует учитывать принцип приоритетности. Возможно, первоочередными
СОПами должны стать алгоритмы проведения процедур, связанных с
повышенным риском, например, инвазивных манипуляций (внутримышечные
инъекции, внутривенные инъекции, катетеризация мочевого пузыря, и
т.п.), алгоритмы оказания неотложной помощи и т.д.

Важной составляющей
внутреннего контроля является внедрение разработанных в самой МО
алгоритмов ведения больных при определенных состояниях. Алгоритмы
представляют собой четкий перечень действий персонала в конкретной
ситуации (например, при оказании первичной помощи при шоке, остром
коронарном синдроме и т.д.).

Основа для разработки
алгоритмов МО — документы Минздрава России, прежде всего,
клинические рекомендации (протоколы лечения), порядки оказания
медицинской помощи и стандарты медицинской помощи. Необходимость
разработки алгоритмов МО обусловлена целью: обеспечить права
граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и
надлежащего качества.

Алгоритмы разрабатывают многопрофильные
рабочие группы, включающие врачей и средний медперсонал, строго
опираясь на данные доказательной медицины. Затем алгоритмы оказания
медицинской помощи в МО утверждаются на общем собрании
коллектива.Алгоритмы должны
регулярно пересматриваться, обычно 1 раз в 1 год или по мере
поступления информации, требующей внесения изменений.

1. Лекарственная
безопасность. Фармаконадзор;

2. Контроль качества и
безопасности обращения медицинских изделий;

3. Хирургическая
безопасность. Профилактика рисков, связанных с оперативными
вмешательствами;

Контроль качества оказания медицинской помощи

4. Безопасность среды в
медицинской организации. Организация ухода за пациентами,
профилактика пролежней и падений;

5. Эпидемиологическая
безопасность. Профилактика инфекций, связанных с оказанием
медицинской помощи;

6. Преемственность
организации медицинской помощи. Передача ответственности за
пациента.

7. Организация экстренной
и неотложной помощи.

8. Идентификация личности
пациентов;

9. Система управления
персоналом. Медицинские кадры. Компетентность и компетенции;

10. Организация оказания
медицинской помощи на основании данных доказательной медицины в
соответствии с клиническими рекомендациям (протоколами
лечения).

11. Организация работы
регистратуры

12. Стационарзамещающие
технологии (Организация работы дневного стационара, «стационара на
дому»)

13. Диспансеризация
прикрепленного населения

14. Диспансерное
наблюдение за хроническими больными

1. Врачебная комиссия, в
соответствии с Порядком, может сама своим основным составом
обеспечивать необходимую работу по всем указанным выше 15
направлениям, определив конкретных ответственных лиц по каждому
направлению.

2. Работа по внедрению
системы может быть сконцентрирована в специально созданной
подкомиссии по внутреннему контролю качества и безопасности
медицинской деятельности, также с закреплением ответственных по
каждому направлению.

3. С учетом специфики и
особенностей медицинской организации, возможно, как распределение
указанных выше направлений по уже действующим подкомиссиям, так и
создание новых подкомиссий по наиболее актуальным для медицинской
организации задачам.Важно то, что все
представленные выше направления внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности не могут эффективно
реализовываться без активного участия среднего медицинского
персонала.

Причем по некоторым направлениям, например, по
обеспечению безопасности среды в медицинской организации,
организации ухода за пациентами, профилактике пролежней и падений,
роль среднего медицинского персонала представляется ведущей. В этой
связи для организации необходимой работы целесообразно приказом
руководителя медицинской организации создать соответствующие
комиссии (или постоянно действующие рабочие группы), например, по
организации сестринского ухода, из числа среднего медицинского
персонала для работы по указанным 15 направлениям.

При этом при
регламентации работы таких комиссий (групп) на уровне медицинской
организации необходимо учесть три важных фактора: четко указать полномочия; определить ответственных лиц за организацию
работы; обеспечить регулярное заслушивание
руководителей комиссий (групп) средних медицинских работников на
врачебной комиссии с целью обеспечения необходимой координации и
преемственности по тому или иному направлению деятельности.

Оцените статью
ВсяСтраховка
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.