Кто может получить ДОПОГ
Каждый водитель, который будет работать с опасными грузами, должен будет получить свидетельство ДОПОГ. Данный документ подтверждает готовность перевозчика к деятельности такого рода. Получить разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом может практически каждый человек, у которого открыта необходимая категория, и он имеет стаж вождения не менее 3-х лет. Кроме того, ему будет необходимо пройти специальное обучение. При прохождении обучения водитель знакомится:
- с системой маркировки;
- с делением ОГ по категориям;
- с принципами оказания первой помощи в случае ЧП;
- с правилами первичного пожаротушения, дегазации, дезинфекции и т. д.;
- с правилами реагирования на возникновение нештатной ситуации.
В том случае, если груз будет сопровождаться ещё и другими лицами, им потребуются удостоверения, оформленные в свободной форме. Норм, регламентирующих оформление данных удостоверений контролирующими организациями, на сегодня не имеется. Они тоже обязаны будут пройти обучение по программе Минтранса РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=BK2v6FR8flc
Раньше свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов представляло собой книжечку, состоящую из двух страниц. Сегодня ДОПОГ – это пластиковый вариант, чуть больше обычной банковской карты. Данные на водителя располагаются с двух сторон документа. Здесь отображена следующая информация:
- Персональные данные человека – ФИО.
- Открытые категории после прохождения обучения. При прохождении обучения водителю открывают определённые классы – в цистернах и кроме цистерн. В свидетельстве будут отображены только те классы, которые входили в программу обучения. Остальные будут просто вычеркнуты в обеих графах.
Срок действия такого документа 5 лет, и он всегда должен быть у человека, управляющего специальным транспортом, если тот находится в рейсе. В том случае, если водитель будет совершать грузоперевозку в другую страну, ему не потребуется никаких дополнительных разрешительных документов, так как это свидетельство международного образца.
Оформление разрешения на перевозку опасных грузов возможно только после того, как водитель предоставит следующие документы:
- Справка о прохождении специального обучения, по окончании которого сдаётся экзамен. Только в случае успешной сдачи выдаётся ДОПОГ – свидетельство о допуске к перевозкам опасных грузов, по международному образцу.
- Кроме прохождения специальной программы, от человека потребуется наличие открытой соответствующей категории вождения автомобиля в водительском удостоверении.
- Справку о медосмотре.
- Соответствующий нормам возраст.
- Стаж вождения не менее 3-х лет.
Водитель может пройти обучение с целью получения разрешения на перевозку опасных грузов в определённых учреждениях, чаще всего это ДОСААФ области или региона. Все адреса можно найти в интернете на официальном сайте ДОПОГ. От соискателя в данном случае потребуется предоставление:
- заявление лично от водителя;
- любой документ для подтверждения личности и места его регистрации;
- права с открытой категорией позволяющей водить автомобиль необходимой для перевозки категории;
- чеки об оплате обучения.
После окончания обучения водитель сдаёт комиссии экзамен и только после этого получает свидетельство. Так как оно имеет срок действия 5 лет, то после окончания этого срока нужно будет подавать заявление на его продление. Повтор обучения не требуется в том случае, если человек в эти пять лет работал на транспортировке опасных материалов и веществ и имеет хороший опыт. Если же по каким-либо причинам водитель работал в другой сфере, то экзамен нужно будет сдавать заново.
Для железнодорожного транспорта
Опасный груз — это груз, представляющий собой вещества и материалы, которые могут навредить человеку или окружающей среде.
- ядовитые газы,
- сильные кислоты,
- радиоактивные материалы,
- легковоспламеняющиеся жидкости и так далее.
Чтобы перевозить такие грузы, перевозчик должен придерживаться определённых правил, которые зафиксированы в специальном соглашении, которое называется ДОПОГ.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
При использовании автотранспорта наибольшее внимание уделяется исправности всех блоков, механизмов, осветительных приборов, тормозной системы. Все должно быть идеальным, а при необходимости, заменяться на новое.
Любая аварийная ситуация в пути может спровоцировать утечку опасного груза, разгерметизацию, что требует особой бдительности во время движения и подготовки перед движением.
Проверяется:
- цельность днища кузова и погрузочных площадок на наличие трещин;
- крепление бортов;
- качество ремней, тросов, которые не должны иметь разрывов;
- надежность фиксаторов, блокировочных брусков, других фиксирующих элементов.
Требования к автотранспорту включают:
- Максимальную скорость. При перевозке кислых сред, воспламеняющихся жидкостей она предельна на значении 50 – 60 км/ч.
- Автоцистерны не должны выступать за край платформы. Для этого оставляется запас от 20 см.
- Для перевозки удобрений используется упаковка в мешки, пластиковая тара.
- В зависимости от вида ОГ применяются дополнительные установки, оборудование (для вакцин используются рефрижераторы).
Для любого вида груза используются специальные наклейки.
С целью оповещения о виде опасности они имеют:
- свой цвет;
- обозначение;
- текст.
Может информация наноситься с помощью трафарета, краски. Если нет соответствующих обозначений, обнаружены повреждения, отсутствует требуемая упаковка, в услуге доставки может быть отказано.
Особое внимание уделяется персоналу, его обучению, осведомленности, так как именно они организовывают весь процесс по хранению, упаковке, погрузке, доставке и разгрузке товара соответственно требованиям и документам.
Для перевозки ОГ по воздуху используются:
- грузовые самолеты (преимущество отдается транспорту Вооруженных Сил РФ);
- пассажирские самолеты, но при условии обеспечения максимальной безопасности.
Одним из основных документов, регламентирующих правила перевозки опасных грузов воздушными трассами является Приказ Минтранспорта № 141 от 05.09.2008 г.
https://www.youtube.com/watch?v=
Не все опасные вещества могут перевозиться авиацией. К запрещенным относятся:
- взрывчатые, с критическим температурным пределом 75 0С;
- имеющие смесь хлора с фосфором, соли аммония;
- имеющие риск взорваться при сильном ударе;
- вещества характеризующиеся выделением тепловой энергии в обычных наземных условиях;
- легковоспламеняющиеся среды, материалы.
Требования к ОГ во многом схожи с перевозкой другими видами транспорта. Следует выполнять маркировку, упаковку. Специальные знания должны иметь сотрудники, привлеченные к работам по погрузке, разгрузке, хранению.
Требование к таре:
- Так как груз укладывается на борту штабелированием, упаковка требует устойчивости к механическому воздействию.
- Устойчивость к перепадам температуры и давления.
- Биологическая безопасность для перевозки пассажирскими суднами.
Преимущество отдается таре из нейтральных веществ. В ней следует учитывать возможность размещения разных грузов совместно, чтобы предотвратить взаимодействие молекул между собой. Перед повторным использованием обязательна проверка на соответствие требований.
Каждый вид тары перед использованием должен пройти проверку, о чем свидетельствует специальный сертификат. Требование к самолету заключается в дополнительном оборудовании места перевозки.
Требуется обеспечение:
- Дополнительного вентилирования.
- Автоматической системы пожаротушения.
- Автоизвещения при нарушении безопасности.
Важно! После выполнения рейса обязательна обработка судна.
Обученный персонал должен сопровождать груз, подготовить комплект сопроводительной документации (разрешительной, сопроводительной) и нанесение необходимой маркировки.
Про обязанности консультанта по перевозке опасных грузов расскажет статья:
Консультант по перевозке опасных грузов
.
Про перевозку нефтепродуктов автотранспортом читайте здесь.
Обязателен и осмотр наружной упаковки на наличие повреждений. Периодичность переподготовки людей – каждые 2 года и при появлении новых требований.
Каждая отдельная упаковка в обязательном порядке закрепляется фиксирующими ремнями для защиты от опрокидывания, перемещения. Процесс перемещения ОГ при погрузке и разгрузке должен контролировать командир экипажа.
Перевозка ОГ железной дорогой происходит в строгом соответствии с Правилами, установленными в 1996 году и действующими не только в России, но и в странах СНГ. Их основное требование – безопасность.
Основные требования следующие:
- Тара и упаковка, которая производиться соответственно стандартам и ГОСТ 26319-84. Она должна быть прочной, надежной, герметичной, исключать утечку содержимого.
- Для перевозки стеклянных емкостей применяются деревянные, пластиковые, металлические ящики (желательно с крышкой). Картонные варианты (из гофрокартона) подходят при мелкой фасовке. Пространство между тарой заполняется мягким материалом, амортизатором, который не горит и имеет свойства впитывания.
- При отправке вагонами груза в мешках или ящиках обеспечивается наличие жесткой упаковки.
- Совместная упаковка разрешается только тогда, когда это предусматривают правила перевозки к конкретному грузу. В любом случае, каждый вид должен быть отдельно упакован и помещен в индивидуальную ячейку ящика. Его максимальный вес – 50 кг.
- Транспортировка на дальние расстояния (Крайний Север) предусматривает погрузку в тару по ГОСТу 15846-2002.
- Для перевозки жидких сред вагонами необходимо предусмотреть наличие запасной тары на случай аварийного повреждения.
- Обязательным условием является маркировка по ГОСТ 14192-77 и ГОСТ 19433-88.
- Перед погрузкой ответственный персонал должен убедиться в исправности цистерн, вагонов, контейнеров. Разрешается использовать средства, находящиеся в любой форме собственности: арендованные, находящиеся в собственности объединения. Ими могут быть универсальные вагоны, контейнеры парка МПС России. Какой тип выбрать, подскажет нормативная документация на товар и процедура согласования с МПС и Госгортехнадзором.
Важные условия перевозки опасных грузов по жд:
- исправные вагоны;
- наличие маркировки, окраски, оповещающей о виде груза;
- прохождение техосмотра, коммерческого осмотра, сотрудниками железнодорожного сообщения;
- для 1 и 2 класса опасности применяются вагоны с колесными парами, имеющими подшипники качения, специальные тормозные прокладки;
- оборудование крепежами, улучшающими устойчивость и инструкцией по применению;
- загрузка должна выполняться теми товарами, для которых есть функциональный расчет по использованию.
Требования для локомотивов:
- Используется на станции и участке обращения.
- Соответствует ПТЭ, Госстандартам.
- Укомплектован:
- автоматической сигнализацией;
- прибором измерения скорости;
- улавливания появления искр;
- пожаротушения;
- автоскопом.
Для электровоза, тепловоза требуются противопожарные системы по нормам МПС.
Все сотрудники, допускаемые к обслуживанию вагонов с ОГ должны:
- быть обученными (для этого проходят плановые курсы, аттестацию, проверку знаний);
- иметь возраст от 21 года;
- проходить медосвидетельствование;
- получить удостоверение на работы со специализированными вагонами, контейнерами;
- при изменении места работы по данному направлению или появлении изменений инструкциях проходить повторное обучение.
Важно! Запрещается проводить погрузочно-разгрузочные работы в местах общего пользования. Для груза 1 класса опасности время ожидания на станции ограничивается 1 – 2 часами.
Собственник груза должен предоставить:
- необходимые документы на груз;
- свидетельство вагонного депо об исправности.
Важно! Запрещается погрузка в вагоны больше установленного предела нормы.
Провоз должен выполняться на неэлектрифицированной жд. Все вопросы транспортировки и размещения, крепления груза владелец должен оговаривать с уполномоченными сотрудниками жд. Материалы крепежей выбираются инертные относительно ОГ.
Баллоны с газом должны:
- иметь отличительную цветовую окраску;
- располагаться горизонтально;
- предохранители поворачиваются в одном направлении;
- вертикальное положение предусматривается только при наличии защитных колец и надежном закреплении.
Перекладные доски при укладке воспламеняющих сред пропитывают защитными жидкостями.
Требования к автомобилю для перевозки опасных грузов также достаточно строгие:
- Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем одним противооткатным упором. Габариты и конструкция упора подбираются в соответствии с типом автомобиля.
- В оснащение автомобиля должны входить два предупреждающих знака (конуса светоотражающие конусы, автономные желтые мигающие фонари или знаки аварийной остановки).
- Автомобиль, выполняющий перевозку опасного груза, обязательном порядке маркируется.
- Каждый член экипажа оснащается желтым жилетом со светоотражающими вставками, перчатками переносными фонарями и средствами индивидуальной защиты (в т.ч. для защиты органов дыхания – при перевозке определенных грузов).
Требования к автоцистернам для перевозки опасных грузов также предполагают контроль таких параметров:
- Материал корпуса цистерны (а также материал герметизирующих систем) не должен вступать в реакцию с перевозимым веществом.
- Уровень заполнения резервуара цистерны не должен превышать допустимых значений.
- При погрузке на транспортное средство и при дальнейшей перевозке цистерны-контейнеры и съемные цистерны должны быть защищены от боковых/продольных ударов и от опрокидывания.
- В сопредельных отсеках цистерн не должны перевозиться материалы, которые могут вступить в реакцию друг с другом.
- При перевозке высокотемпературных веществ поверхность цистерны не должна нагреваться выше 70 градусов. При необходимости для этого обустраивается дополнительный теплоизоляционный контур.
Где и как получают свидетельство
Отправляясь в рейс, водителю необходимо иметь при себе довольно большой пакет документов:
- водительские права с категорией на управление автомобиля данного класса;
- свидетельство, подтверждающее регистрацию машины;
- если автомобиль имеет прицеп, на него тоже должны быть документы;
- талон ТО или диагностическая карта;
- документы, подтверждающие право водителя на управление данным транспортным средством (этот документ необходим в том случае, если машина не является собственностью водителя);
- допуск автомобиля к перемещению веществ и материалов данного класса опасности, его обычно получают в отделении ГИБДД;
- ОСАГО;
- свидетельство ДОПОГ;
- справка с медицинским допуском к данному рейсу.
В том случае, если водитель едет один – без сопровождающего лица, у него должны быть ещё и сопроводительные документы на перемещаемый груз:
- Транспортная накладная. В первой части данного документа должен быть указан маршрут с полным описанием расстояния, мест дозаправки и отдыха, сложных участков дороги и т. д. Кроме того, здесь содержатся сведения об отправителе и получателе груза. Во второй части содержатся полные сведения о транспортируемом веществе.
- Путевой лист.
- Паспорт безопасности перевозимого материала.
- Сертификат.
- Аварийная карточка. Здесь указываются все возможные меры, которые можно предпринять в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Требования к перевозке по ДОПОГ 9 класса опасности
Международное соглашение относительно требований по транспортировке опасных грузов именуется как ДОПОГ, что является сокращением от «дорожная перевозка опасных грузов». Принято соглашение еще 50 лет назад и представляет собой перечень правил, обязательных для исполнения на территории всех европейских стран.
Состоят они из 9 частей, касающихся правил, рекомендаций по самим веществам, таре к ним, условиям работы и требованиям к ТС и их оборудовании при выполнении рейсов, включая нормы для экипажа.
Основные требования ДОПОГ по маркировке:
- Пишется код ООН, соответствующий внутреннему содержимому. «UN» перед записью подтверждает требование.
- Отгрузочное наименование для товаров 1 класса по опасности.
- Пометки при наличии в одной упаковке нескольких разных товаров.
- При снятии упаковки, если она не нужна, надписи должны переноситься на товар.
Важно! Следует обеспечивать:
- четкость записей;
- разборчивость;
- защиту от погодных условий, солнца для сохранения и читаемости.
Требования к упаковке:
- Для жидких сред преимущественно использование стеклянной тары, бутылей, бутылок. Их располагают в деревянных ящиках с ячейками. Дополнительно требуется перекладывание мягким материалом.
- Бидоны, банки, канистры для Dangerous Cargo также помещаются в специальные деревянные ящики.
- Использование мешков предполагает наличие дополнительных упаковок: железных или деревянных ящиков, бочек.
Разные грузы, классифицирующиеся по 9 основным категориям и имеющие подкатегории, требуют уточнения по требованиям перед транспортировкой.
Лицензия на осуществление перевозки опасных грузов выдается только на 1 год, но возможно оформление одноразового документа, ограничивающегося определенным временным промежутком.
Для получения лицензии нужно подать заявку, пакет документов и уплатить лицензионный сбор.
Ее наличие обязывает владельца выполнять:
- хранение (нельзя передавать третьим лицам);
- требования законодательных актов, норм, регламентирующих деятельность по перевозке ОГ.
В случае выявления нарушений лицензия аннулируется, а ее владельцу предписывается штраф. Работая с ОГ и планируя их перевозку, каждый человек, задействованный в процессе, должен понимать всю ответственность дела.
Установленные правила, требования направлены на безопасность, которая важна при использовании любого способа доставки от продавца к покупателю.
Как оформляется заявка на перевозку груза железнодорожным транспортом рассказано в статье:
Заявка на перевозку груза железнодорожным транспортом
.
Каковы правила перевозки багажа в самолете читайте здесь.
Информация про авиаперевозки грузов по России в этой публикации.
Прежде чем изучать требования к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом необходимо определиться, какие же материалы и вещества относятся к этой категории. Приведенный выше документ опирается на ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация опасных грузов и маркировка» и указывает 9 классов таких веществ, среди которых:
- Взрывчатые материалы.
- Газы сжатые, сжиженные и растворенные в жидкой среде под давлением.
- Легковоспламеняющиеся материалы.
- Радиоактивные вещества.
- Токсины и биологически опасные компоненты и т.д.
- Требования, предъявляемые к перевозке опасных грузов разных классов, могут отличаться, но в любом случае их выполнения является обязательным.
Стоимость удостоверения
С 2013 процедура получения водителем ДОПОГ претерпела ряд изменений. Если раньше можно было просто оплатить обучение, в течение одного дня прослушать лекции и получить желаемый документ, то сегодня эта процедура займёт несколько более длительный период. Оплатить обучение всё так же нужно, а затем придётся прослушать курс лекций в течение 4 дней.
К процедуре обучения и сдачи экзаменов можно подготовиться самостоятельно и заранее. В интернете всегда можно найти и лекции, и варианты вопросов к экзаменам. Стоимость обучения колеблется очень существенно. Это зависит от региона, в котором водитель получает разрешение. В этом году за полный курс лекций и экзамены требовалось отдать от 4 до 9 тысяч рублей. Сколько стоит ДОПОГ на перевозку опасных грузов в вашем регионе, можно узнать, связавшись с аккредитованными центрами.
Отказ в выдаче разрешения
Соглашение по перемещению ОГ – это не статичная структура, она постоянно претерпевает изменения. Транспортным компаниям и водителям необходимо быть постоянно в курсе предлагаемых изменений. Это позволит не лишиться лицензирования перевозок опасных грузов.
Человек, непосредственно осуществляющий транспортировку, тоже обязан быть в курсе обновлённых нормативов. Эти знания позволят качественно выполнять свою непосредственную работу.