В чем разница между КАСКО и ОСАГО: что это такое простым языком, чем отличаются страховые полисы, что дороже

ОСАГО

Условия страхования по ОСАГО

Основные условия обязательного страхования такие:

  1. Полис ОСАГО оформляется на год.
  2. Полис ОСАГО может выдаваться как в бумажном, так и в электронном варианте. Оба полиса равнозначны — оштрафовать, если нет бумажного полиса, а есть электронный, нельзя.
  3. Нужно указать личные данные владельца и страхователя. А если они изменятся — сообщить об этом.
  4. В полис можно вписать любое количество лиц, которые могут управлять автомобилем. Или оформить полис вообще без ограничений количества водителей.
  5. Полис ОСАГО можно оформить до регистрации автомобиля в ГИБДД. В этом случае представитель страховой компании не заполняет данные о государственном регистрационном знаке. Но после регистрации в ГИБДД нужно будет обратиться в страховую еще раз — они дополнят данные об автомобиле.
  6. Можно выбрать любую страховую компанию, которая специализируется в данной области. Она не может отказаться оформлять полис.
  7. Страхователь несет ответственность за информацию, которую он предоставляет страховщику.
  8. В некоторых случаях понадобится действующая диагностическая карта — она выдается после того, как автомобиль прошел технический осмотр.

Страховщик — это организация, которая имеет право страховать гражданскую ответственность. У нее должна быть специальная лицензия Центрального банка РФ.

Так выглядит лицензия. Если вы страхуете автомобиль в офисе — ее копия должна быть у сотрудников офиса. Если страхуете в интернете — такая лицензия размещается на сайте страховой компании
Так выглядит лицензия. Если вы страхуете автомобиль в офисе — ее копия должна быть у сотрудников офиса. Если страхуете в интернете — такая лицензия размещается на сайте страховой компании

Немного истории

Считается, что появление КАСКО связано с эпохой мореплавания, таившей немало опасностей для плавучего транспорта. Собственно, первоначально этот термин обозначал исключительно страхование судов, а не автомобилей, которые тогда еще не изобрели. Сегодня под данное определение подпадает имущественное страхование автомобильного, железнодорожного, авиационного или водного транспорта. Так что вопреки распространенному заблуждению суть КАСКО заключается в страховании транспортных средств любых типов. Примечательно, что с течением времени набор рисков и основных страховых программ не изменился. Как и сто лет назад в наше время добровольное страхование транспортных средств осуществляется от рисков «хищение» и «повреждение». Классические программы КАСКО можно разделить на три типа:

  1. «Полное АВТОКАСКО» – совокупность рисков «повреждение» и «хищение».
  2. «Частичная страховка» – выплата производится только в случае повреждения транспортного средства.
  3. «Угон» – выгодоприобретатель может рассчитывать на возмещение только в случае похищения застрахованного транспорта.
Еще по теме  Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО

Современная история отечественного автострахования берет начало в 1946 году. Тогда единственный на тот момент советский страховщик впервые оформил 99 договоров добровольного страхования автотранспорта. Советских граждан не слишком волновал вопрос, сколько будет стоить КАСКО, ведь в то время автомобилями владели лишь государственные органы и немногие частные лица. Естественно, этот факт положительно повлиял на аварийность. Кроме того, тогда угон машины был редкостью. Именно поэтому советская добровольная автостраховка стоила меньше, чем полисы современных российских страховщиков.

Страхование гражданской ответственности автомобилистов зародилось гораздо позже, чем КАСКО. В этом нет ничего удивительного, ведь массовое производство автомобилей началось только в первой половине прошлого века. Собственно говоря, тогда и возникла необходимость страхования ответственности водителей. Впервые подобная страховка была введена на территории Соединенных Штатов Америки.

Идея введения аналогичного вида страхования неоднократно рассматривалась в Советском Союзе, но дальше планов дело не пошло. Российские законотворцы также несколько раз рассматривали возможность введения обязательного страхования ответственности автовладельцев. В годы становления современной России проблема взаимоотношений между участниками аварии достигла небывалых масштабов. Виной всему так называемые «автоподставы» и низкий уровень жизни населения. Очень часто виновникам дорожных происшествий было не по карману восстановление чужого автомобиля.

И вот в 2003 году в Российской Федерации наконец-то было введено ОСАГО, обязательное не только для россиян, но и иностранных граждан. Бесспорно, появление «автогражданки» позволило решить наиболее острые проблемы того времени. Однако нельзя не сказать, что им на смену пришли новые трудности, например, страховое мошенничество и отсутствие универсальной методики расчета ущерба. Так или иначе, многие отечественные автовладельцы на собственном опыте убедились в необходимости ОСАГО. Теперь для получения компенсации ущерба, полученного из-за действий неосторожного водителя, можно просто обратиться к его страховщику. Да, нередко между страховыми компаниями и автовладельцами возникают спорные ситуации, но нужно понимать, что российская «автогражданка» всё еще находится в процессе становления.

Еще по теме  Как поставить машину на учет без автомобиля можно ли переоформить авто без страховки или без прав

Видео-пояснения об отличиях КАСКО и ОСАГО

Для того чтобы окончательно разобраться в вопросе, зачем нужно ОСАГО, если есть КАСКО, стоит упомянуть еще об одном ключевом отличии данных страховок. Как известно, приобретение «автогражданки» является обязательным для всех автовладельцев, эксплуатирующих машину на территории России. А вот приобретение полиса АВТОКАСКО дело добровольное. Почему это так?

Тарифы и условия страхования по ОСАГО определяются органами государственной власти РФ. Обязанность по оформлению полиса возложена на страхователя законом. Таким способом государство пытается обезопасить всех участников дорожного движения, особенно пешеходов, которые очень часто получают серьезные травмы. Иными словами, обязательное страхование ответственности призвано повысить уровень социальной защищенности граждан.

КАСКО же защищает исключительно финансовые интересы владельца застрахованного автомобиля. Если «автогражданка» регулируется государством, то страхование имущества, в том числе транспорта, – личное дело каждого гражданина. Поэтому страховщики имеют возможность изменять правила страхования в зависимости от собственных предпочтений. Кроме того, каждый автостраховщик самостоятельно определяет, сколько будет стоить КАСКО.

Если даже после прочтения статьи вам не все понятно, то стоит послушать опытного юриста, который предлагает видео-сравнение для этих двух видов страхования автомашины.

Далеко не все водители знают, чем сегодня отличается КАСКО от ОСАГО, поэтому далее будет приведена наглядная таблица. В ней представлена разница между двумя страховками, описаны основные характеристики.

Параметр сравнения ОСАГО КАСКО
Что страхуется? Ответственность автовладельца Автотранспорт
Обязательность оформления Да, согласно законодательству Нет, добровольное оформление
Средняя стоимость 5-15 тыс. рублей От 20 до 100 тыс. рублей
Максимальная выплата От 400 000 до 500 000, в зависимости от обстоятельств ДТП В соответствии со страховой суммой, указанной в договоре
Страховые случаи Причинение вреда другим автомобилям, здоровью, жизни людей Угон, получение ущерба автомобилем, полное разрушение машины и т. д. (в соответствии с соглашением, где всё подробно прописывается)
Особенности выплаты Ремонт автомобиля в лицензированном автосервисе, денежные выплаты в ряде случаев Возмещение с учетом износа машины (если авто с пробегом) и без него (если транспортное средство новое)
Возраст автомобиля Неограничен В соответствии с правилами конкретного страховщика. Обычно не более 10-12 лет
Банкротство страховщика Обязательства переходят Союзу автостраховщиков Деньги могут быть взысканы через суд

Франшиза – это некоторая часть ущерба по КАСКО, возмещаемая автолюбителем за свой счет при наступлении страхового случая. Размер франшизы может быть представлен в виде определенной суммы, процента от стоимости машины.

Как оформляются страховые полисы?

На основе представленной документации и полученной информации менеджер рассчитает точную стоимость страхового договора, распечатает соглашение. Если клиента все устраивает, он подписывает соглашение и оплачивает услуги.

Еще по теме  Как оформить электронное осаго адонис онлайн: условия и калькулятор 2019 года

Внимание! Узнать, сколько стоит ОСАГО, можно с помощью онлайн-калькулятора. На ресурсе также сразу можно проверить, что дешевле – КАСКО или ОСАГО для конкретного автомобиля.

Пока 10 дней не истекли — на нем можно ездить без страхового полиса. К административной ответственности за это не привлекут. Но и ущерб, который может причинить автомобиль за эти 10 дней, владельцу придется возместить из собственного кармана.

Период использования и срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО есть графа «Срок страхования». Этот срок — 1 год.

Период использования обозначен в следующей графе. В нем указаны месяцы в течение срока действия договора, когда автовладелец будет пользоваться своим автомобилем.

В страховом полисе всегда указан срок страхования и периоды, в которые по страховым случаям возможна выплата
В страховом полисе всегда указан срок страхования и периоды, в которые по страховым случаям возможна выплата

В чем разница между КАСКО и ОСАГО: что это такое простым языком, чем отличаются страховые полисы, что дороже

Работает это следующим образом: если водитель планирует пользоваться автомобилем весь год, период использования совпадает со сроком страхования.

Но бывает ситуация, когда водитель эксплуатирует машину летом, весной и осенью, а на зиму ставит на стоянку и на дорогу не выезжает. Или планирует уехать в середине года в отпуск на месяц. В этом случае он может сэкономить. При заключении договора ему нужно указать, в какие периоды он не планирует использовать автомобиль. Стоимость полиса в этом случае уменьшится.

Заключить договор по ОСАГО можно минимум на три месяца.

Ремонт автомобиля за счет страховой компании

Разобравшись с различиями между моторными видами страхования нельзя обойти вниманием отличительные особенности оформления страхового события. Все же между «автогражданкой» и добровольным транспортным страхованием много общего, особенно в части, касающейся получения выплаты. Все потому что оба вида страхования в первую очередь призваны компенсировать ущерб поврежденному транспорту.

Однако если условия получения выплаты и объем покрытия по ОСАГО неизменны, то с добровольным автострахованием все обстоит с точность до наоборот. В определенных пределах страхователь волен самостоятельно определять, сколько будет стоить КАСКО и какой перечень рисков будет включен в договор. Соответственно, от решений автовладельца будут зависеть объем, форма и сроки выплаты, поэтому важно не переборщить в желании сэкономить.

В частности, автовладельцу не стоит забывать, что размер безусловной франшизы отражается не только на итоговой цене полиса, но и влияет на размер возмещения. Например, при условии применения безусловной франшизы, владельца машины будут ждать два варианта выплаты:

  1. Представитель страховой компании осматривает поврежденный автомобиль, после чего проводится оценочная экспертиза. Ее могут проводить как независимые оценщики, так и сотрудники страховщика. На основании заключения эксперта определяется размер выплаты, после чего на счет страхователя перечисляют возмещение за минусом франшизы.
  2. Страховщик направляет поврежденный транспорт на СТОА. После проведения ремонтных работ сотрудники автосервиса выставляют страховой компании счет. Страховщик перечисляет плату за ремонт за вычетом франшизы. Обязанность по оплате недостающей части средств ложится на страхователя.

Как уже было упомянуто, суть КАСКО заключается в возможности страхования имущества на индивидуальных условиях. При этом страхователю нужно помнить, что его решение сократить объем страховой защиты непременно отразится на выплате. В случае с ОСАГО такие опасения излишни, ведь ни одна компания не вправе изменять предусмотренные законом условия страхования. До недавних пор выбор пострадавших в аварии автовладельцев сводился к возможности обращения либо в компанию виновника происшествия, либо к своему автостраховщику. Правда, последний вариант возможен только если:

  • В аварии приняли участие два транспортных средства.
  • В результате происшествия не был причинен вред жизни и здоровью людей.
  • Нет спора относительно степени виновности участников аварии.
  • Страховая компания виновника дорожной аварии имеет действующую лицензию ОСАГО.

Поправки в закон «Об ОСАГО» 2014 года дали автомобилистам возможность выбирать еще и способ получения компенсации ущерба. Теперь собственник машины волен выбирать между денежной выплатой и ремонтом машины. Да, данное право выбора пока не снискало популярности у российских автолюбителей, но само наличие такой возможности приближает «автогражданку» к уровню сервиса по договорам добровольного автострахования.

Если есть КАСКО и ОСАГО нужно ли беспокоиться об увеличении стоимости страхования после обращения за выплатой? Относительно КАСКО ответ однозначный: да. Если же страхователь получает выплату по ОСАГО, тариф на будущий год не окажется выше, ведь он оказался пострадавшим в аварии. При этом автовладельцу придется заплатить дороже за полис «автогражданки», если ДТП произошло по его вине.

При продлении договора добровольного автострахования все обстоит почти также. Основное отличие в том, что размер скидки или повышающего коэффициента определяется на основании тарифов конкретного автостраховщика. В отдельных случаях страховая компания может вовсе отказаться от увеличения стоимости договора, особенно если автовладелец не был виновником аварии.

Отличия ОСАГО от КАСКО заключаются не только в такой большой разнице в цене, но и в выплатах в случае ДТП (в их размере, получателе и характере зачисления средств). Если у автовладельца есть только полис обязательного автострахования, то его ответственность гарантированно застрахована на сумму в размере от 400 000 (если повреждены только транспортные средства) до 500 000 (если есть пострадавшие люди) тысяч рублей. Вне зависимости от нанесенного ущерба страховая компания выше обозначенных сумм выплачивать не будет.

Говоря о том, что лучше, полис ОСАГО или КАСКО, стоит отметить, что выплаты по добровольному страхованию будут намного выше. В любом договоре на добровольное автострахование указывается максимальный размер страховой суммы – именно ее получит водитель, если его автомобиль в результате ДТП будет поврежден. Например, некоторые машины застрахованы на сумму в несколько миллионов рублей. Разница в выплатах по таким страховкам снова составляет 5-10 раз.

В этом случае потерпевшему в заявлении о возмещении убытков нужно указать полное наименование СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты. Страховщик при этом выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его.

Что делать, если качество ремонта не устраивает. В этом случае ответственность за срок ремонта на СТО и его качество несет страховщик, выдавший направление на ремонт. Он не сможет сказать — вам слесарь ремонт плохо сделал, к нему и обращайтесь.

А если Банк России будет получать от граждан жалобы и по ним либо самостоятельно более двух раз в течение года выявит нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту — он может ограничить возмещение причиненного вреда в виде ремонта. Страховщику в этом случае придется возмещать вред только деньгами.

Документы для оформления полиса

Владелец обязан предоставить страховщику следующие документы:

  1. Заявление о заключении договора обязательного страхования. Бланк заявления заполняет страховая компания.
  2. Если транспортное средство еще не зарегистрировано в ГИБДД — документ о праве собственности на транспортное средство. Это может быть договор купли-продажи, дарения или свидетельство о праве на наследство. Если страхователь не собственник автомобиля — потребуется предъявить документ, который подтверждает право владения, например договор аренды.
  3. Если владелец — физическое лицо, потребуется паспорт или другой удостоверяющий личность документ. Если владелец — юридическое лицо, потребуется выписка из ЕГРЮЛ, а также документ, который подтверждает полномочия, например, доверенность от гендиректора.
  4. Регистрационный документ, который выдает орган, регистрирующий автомобиль, — например, ПТС или СТС. Если страховка оформляется на снегоход, трактор, экскаватор или любой другой транспорт, отнесенный к категории самоходных машин, ни ПТС, ни СТС у них нет, и ГИБДД их учетом не занимается. Для них нужно свидетельство о регистрации, которые выдает Гостехнадзор. А для водителей таких машин вместо прав нужно будет предъявить удостоверение на право управления такой машиной.
  5. Водительское удостоверение. У водителей самоходных машин его нет — у них попросят удостоверение тракториста-машиниста. Для того чтобы вписать в полис дополнительных лиц, можно предоставить копии таких удостоверений.
  6. Диагностическая карта. Для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин потребуется свидетельство, что они прошли технический осмотр.

Составляют диагностическую карту на бумаге в двух экземплярах. Один выдают владельцу машины или его представителю. Второй — хранится у оператора технического осмотра в течение трех и более лет. Есть еще один экземпляр диагностической карты — электронный. Его направляют в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Он хранится в ней в течение пяти лет и больше.

Карта составляется не на владельца, а на автомобиль. Если владелец изменился — диагностическая карта действует, пока не закончится срок. Если ее потерять или испортить, а срок действия не вышел, проходить техосмотр снова не придется. Любой оператор технического осмотра может предоставить ее дубликат в день обращения. Это платная услуга — 10% от предельного размера платы за проведение технического осмотра.

Техосмотр нужен не всем. Новые автомобили в течение первых трех лет освобождаются от ТО — полис ОСАГО для них оформят без диагностической карты.

Пройти технический осмотр и получить диагностическую карту нужно до того, как будете оформлять полис ОСАГО
Пройти технический осмотр и получить диагностическую карту нужно до того, как будете оформлять полис ОСАГО

Правила оформления е-ОСАГО

Раньше ОСАГО оформляли только на бумажных бланках. Чтобы его оформить, нужно было самому идти в офис, стоять в очередях и тратить время.

Вся разница — в процедуре. Можно самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и никуда не ходить.

Так выглядит форма для заполнения заявки на сайте Тинькофф-страхования
Так выглядит форма для заполнения заявки на сайте Тинькофф-страхования

Страховщик проверит правильность введенных данных, посчитает стоимость полиса и выставит счет. Оплатить его тоже можно без визита в офис с банковской карты. А после оплаты полис отправят на электронную почту.

Раньше распечатку этого полиса нужно было возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД. С 29 октября 2019 года возить с собой распечатку необязательно — полис можно предъявить в электронном виде. Сотрудники полиции сами смогут проверить, действителен ли он. Но в правила дорожного движения еще не внесли соответствующие изменения — там по-прежнему сказано, что водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников предъявить им либо полис на бланке, либо его распечатку на бумаге. Поэтому не торопитесь выбрасывать бумажные версии полиса — иногда они помогут избежать конфликтов с сотрудниками ГИБДД.

Вечная путаница

К сожалению, подавляющее большинство российских автовладельцев не знает истинного значения слов «регресс» и «суброгация». Между тем эти термины очень часто встречаются не только в судебной практике, но также в письмах страховщиков к клиентам. У автовладельцев может возникнуть логичный вопрос: когда есть КАСКО и ОСАГО, нужно ли беспокоиться на этот счет? Безусловно. Итак, в чем разница между упомянутыми терминами? Все очень просто – понятие «право регрессного требования» используется в законе «Об ОСАГО», тогда как термин «суброгация» встречается при рассмотрении выплатных дел по КАСКО. Пришло время дать определение каждому из упомянутых понятий.

  • Регресс – это право страховщика требовать возмещения ущерба у своего клиента, если тот спровоцировал аварию и грубо нарушил правила ОСАГО. Если водитель был пьян или скрылся с места аварии, страховая компания все равно оплатит ущерб, причиненный в результате действий автовладельца, но получит право потребовать у него возмещения понесенных расходов.
  • Суброгация – право страховщика, выплатившего возмещение по КАСКО, потребовать у виновника аварии компенсировать причиненный ущерб. Например, если страховая компания оплатила ремонт застрахованного автомобиля, она получает право потребовать у виновника происшествия (или его страховщика) возмещения понесенных расходов.

Проще говоря, страховщик предъявляет регрессное требование к своему собственному клиенту по «автогражданке». Суброгация же предъявляется к виновнику повреждения автомобиля, застрахованного по КАСКО. Причем, страховщик может предъявить данное требование даже к близким родственникам собственника застрахованного транспортного средства. Например, в курьезной ситуации, когда ревнивая жена выместила злобу на машине мужа.

Как не купить фальшивый полис ОСАГО

Фальшивые полисы бывают как на бумажных бланках, так и в электронном виде.

Раньше часто возле подразделения ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно — страховая компания бланки с такими номерами не оформляла.

Многие водители узнают о том, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится и ремонт из своего кармана оплачивать, а иногда еще штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.

Чтобы этого избежать, нужно сделать следующее:

  1. Искать страховую в интернете — не самый надежный способ. В интернете много сомнительных посредников. Кто-то из них действительно сотрудничает со страховой, а кто-то продает подделки. Если ищете страховку в интернете — обязательно проверьте компанию по официальному списку Российского союза автостраховщиков.
  2. Не покупайте бумажные полисы у сомнительных посредников. Проверьте на сайте страховой компании, есть ли у нее офис по адресу, где вы будете его покупать.
  3. Проверьте купленный полис по базе данных РСА. Вам нужно будет ввести вин-номер вашего автомобиля или регистрационный знак. Если полис настоящий — вы увидите отчет, где будет указан номер полиса и название компании.
  4. При проверке полиса в базе данных РСА обязательно посмотрите статус полиса. Если видите статус «находится у страхователя» — все в порядке. Если у полиса статус «находится у страховщика» — это значит, что посредник начал оформление полиса, но не перевел деньги в страховую компанию. В такой ситуации нужно связаться со страховой и сообщить им об этом.
  5. Условия страхования гражданской ответственности устанавливает государство. Если видите слишком дешевый полис или условия страхования с оговорками — перед вами, вероятнее всего, подделка.
Пример объявления о продаже поддельных полисов. ОСАГО на любую машину стоит 2000{amp}amp;nbsp;рублей, но по закону так не бывает. Продавцы честно пишут, что выплат по такому полису не будет
Пример объявления о продаже поддельных полисов. ОСАГО на любую машину стоит 2000 рублей, но по закону так не бывает. Продавцы честно пишут, что выплат по такому полису не будет

А вот добросовестных водителей, которые, сами того не зная, приобрели поддельный полис, закон защищает. Если выяснится, что поддельный бланк был утрачен страховщиком, а потом его использовали, чтобы оформить поддельный полис, — отвечать придется не водителю, а страховщику.

В чем разница между КАСКО и ОСАГО: что это такое простым языком, чем отличаются страховые полисы, что дороже

Пример из суда. Два автомобиля попали в ДТП. В выплате страховая отказала — заявила, что полис с таким номером она человеку не продавала. И вообще, такой полис продали другому человеку и в другом городе. Пострадавший попытался взыскать ущерб через суд напрямую с виновника, но ничего не вышло. Суд решил, что раз у водителя был полис, значит, он был застрахован и все вопросы — к страховой компании.

Дело дошло до Верховного суда. Он решил: то, что бланки кто-то несанкционированно использовал, не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора. Если бы компания подала заявление в полицию по утере бланков — никаких вопросов бы не было. А нет заявления — значит, ущерб оплачивать придется страховой компании. В результате дело направили на новое рассмотрение.

Итоги

Их вышеизложенного следует, что наличие полиса «автогражданки» является обязательным условием эксплуатации транспорта, а вопрос приобретения добровольной автостраховки остается личным делом каждого автовладельца. Конечно, в идеале будет лучше, если есть ОСАГО и КАСКО. Однако некоторым собственникам машин просто не по карману покупка полиса добровольного автострахования.

В любом случае таким автолюбителям не стоит расстраиваться, ведь всегда можно снизить цену договора за счет франшизы, воспользоваться рассрочкой платежа или рассчитать КАСКО на калькуляторе . Кроме того, возможно в будущем существенно вырастут страховые суммы по «автогражданке», что позволит отказаться от отдельных рисков при оформлении добровольной страховки автотранспорта. Так или иначе, время покажет, что будет с КАСКО и ОСАГО в дальнейшем. Возможно, увеличение количества застрахованных автомобилей и повышение уровня безопасности на дорогах положительно отразится на цене моторных видов страхования.

Что делать, если случилось ДТП

Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.

На самом деле такого документа, как «европротокол» не существует. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП, чтобы получить выплаты у страховых компаний, и самостоятельно в эти компании обращаются.

Так выглядит извещение о ДТП, которое я получил много лет назад, и так и ни разу им не воспользовался. Оно удобно для{amp}amp;nbsp;заполнения — бумага копировальная, заполняется два экземпляра сразу
Так выглядит извещение о ДТП, которое я получил много лет назад, и так и ни разу им не воспользовался. Оно удобно для заполнения — бумага копировальная, заполняется два экземпляра сразу

ДТП по европротоколу можно оформить в следующих случаях:

  1. В ДТП участвовало не более двух автомобилей.
  2. Авария произошла на территории РФ.
  3. Нет пострадавших в ДТП и погибших людей.
  4. Не пострадали личные вещи пассажиров и дорожные сооружения — например, знаки, ограждения.
  5. Стоимость ремонта пострадавшего автомобиля не превысит 400 тысяч рублей.
  6. У всех участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО. А если один из участников иностранец — у него должен быть полис страхования «Зеленая карта».

Если ДТП соответствует всем этим пунктам — сотрудников ГИБДД можно не вызывать.

Как формируется цена на ОСАГО

Стоимость полиса ОСАГО зависит от базовых ставок и коэффициентов.

Методика расчета стоимости полиса жесткая. Но все равно есть способы сэкономить деньги:

  1. Водите аккуратно и не попадайте в ДТП. Безаварийное вождение на протяжении долгого времени может дать скидку до 50% на стоимость страховки.
  2. Не вписывайте в страховой полис тех водителей, которые не будут управлять автомобилем. Если в полис вписано несколько водителей — КБМ будет зависеть от того, у кого он самый высокий, как и коэффициент по стажу вождения.
  3. Соблюдайте все условия заключенного договора ОСАГО. Сообщайте страховщику только достоверные данные. Если наступит страховой случай, не пытайтесь исказить обстоятельства произошедшего. И ни в коем случае не пытайтесь провоцировать ДТП, чтобы получить выплату. Такие действия считаются грубым нарушением правил страхования. В таких случаях страхователю дополнительно начисляют повышающий коэффициент, а полис для него автоматически становится дороже.
  4. Не стесняйтесь просить скидку, если приобретаете полисы каско и ОСАГО в одной компании. Не исключено, что страховщик может пойти на уступки и снизить цену.

Порядок возмещения по ОСАГО

В чем разница между КАСКО и ОСАГО: что это такое простым языком, чем отличаются страховые полисы, что дороже

Куда обращаться за возмещением по ОСАГО. Нужно будет обратиться в свою страховую компанию. А в некоторых случаях можно обратиться и в компанию виновника — например, если пострадал пешеход или причинен вред дорожному имуществу. Там вас попросят написать заявление об убытке по форме компании. А еще снимут копии документов на автомобиль или попросят их электронные копии.

Что такое «прямое возмещение убытка» по ОСАГО. Это означает, что обращаться за возмещением ущерба надо в свою страховую компанию, если соблюдаются следующие условия:

  • в ДТП пострадали только транспортные средства, которые перечислены в подп. «б» п. 1 «а» статьи 14.1 закона об ОСАГО;
  • при ДТП столкнулись два и более транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО.

С 2007 года искать страховую компанию виновника и подавать туда документы не нужно.

Что относится к страховому случаю. Происшествие относится к страховому случаю, когда нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору, и присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие.

Сколько ущерба покрывает ОСАГО. Выплаты зависят от причиненного ущерба. Если в ДТП пострадали люди, выплаты могут быть до 500 000 Р каждому пострадавшему. В этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. А если люди не пострадали — сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 000 Р при фиксации данных о ДТП в электронном виде.

Как получить деньги по ОСАГО

С 2017 страховые компании имеют право направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Если автомобилю менее двух лет, страховая компания обязана отправить ее только к официальному дилеру.

Максимальная сумма страховой выплаты. Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1. В части возмещения вреда, который причинен жизни или здоровью каждого потерпевшего — 500 000 Р.
  2. В части возмещения вреда, который причинен имуществу каждого потерпевшего — 400 000 Р.

Эта сумма не зависит от числа страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования.

Отказ от компенсации по ОСАГО

Когда страховая компания может отказать. Страховщик может не платить в следующих случаях:

  1. Если наступит страховой случай вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений всякого рода и пр.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла выгодоприобретателя — например, водитель умышленно совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если к страховщику предъявили требование о выплате страхового возмещения, но представлены не все необходимые документы. И лицо, которое предъявило данное требование, настаивает на выплате ему страхового возмещения, но не может доказать, что страховой случай наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения, но не спешите писать ему напрямую. Если есть разногласия — направьте страховщику письменное заявление. Страховщик его рассмотрит и сам передаст на рассмотрение в службу финансового уполномоченного.

Финансовый уполномоченный занимается досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами. В этом случае можно избежать обращения в суд. Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно.

Он может рассмотреть следующие вопросы:

  • о неисполнении обязательств по договору ОСАГО;
  • о несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты;
  • о несоблюдении СТО срока передачи потерпевшему отремонтированного автомобиля;
  • о нарушении иных обязательств по проведению ремонта автомобиля.

По результатам рассмотрения финансовый уполномоченный принимает решение, и страховщик должен его обязательно исполнить. Но если страховщик или страхователь не согласны с решением — они могут оспорить его в суде.

Что делать, если страховая компания развалилась. В этом случае вы все равно получите страховые выплаты. Для этого нужно обратиться в РСА — Российский союз автостраховщиков. Он берет на себя ответственность по компенсационным выплатам пострадавшим в ДТП в счет возмещения жизни или здоровья в следующих случаях:

  1. Если ответственность виновника была застрахована в компании, которая на момент выплаты стала неплатежеспособной из-за отзыва лицензии или банкротства.
  2. Если виновник происшествия не установлен.
  3. Если у виновника ДТП нет полиса.

Выплаты в этих случаях сделают из специального резервного фонда, в который члены союза платят по 3% от собранных ими премий.

Нужна ли автогражданка при наличии КАСКО?

В чем разница между КАСКО и ОСАГО: что это такое простым языком, чем отличаются страховые полисы, что дороже

При покупке нового автомобиля многие автолюбители оформляют сразу и ОСАГО, и КАСКО, чтобы минимизировать финансовые потери в случае ДТП. Многим интересно – нужно ли оформлять ОСАГО, если предполагается покупка полиса КАСКО?

В действующем законодательстве четко прописано, что оформление ОСАГО – обязательный процесс. Соответствующий полис должен иметься у каждого собственника авто, неважно, если ли у него КАСКО, или нет. Отсутствие ОСАГО при наличии КАСКО грозит штрафом в любом случае.

Тарифы полисов

Разница страховок состоит также в цене. Далеко не все автовладельцы после оформления обязательного страхования идут покупать полис КАСКО. Разница в стоимости между ними может достигать 5-10 раз.

Разница в стоимости полиса на один автомобиль может достигать примерно 1,5-3 раза, если брать опытного и неопытного водителя, часто попадающего в ДТП.

Важно! Оформление КАСКО – обязательное требование при автокредитовании. Многие банки и кредитные организации заставляют своих клиентов, берущих автокредит, оформлять добровольную страховку. Требование незаконное, но его сложно обойти – в случае отказа от добровольного автострахования кредитного авто банк попросту не выдает заем (либо повышает процентную ставку).

Что лучше выбрать между КАСКО и ОСАГО?

Разница между ОСАГО и КАСКО огромная. В первом случае выбора нет – договор надо оформлять обязательно, если человек пользуется автомобилем и транспортное средство стоит на учете. Во втором случае есть возможность выбрать – платить ли страховой компании или нет, чтобы она, если машина будет повреждена при эксплуатации, оплатила весь ремонт.

Видеофайлы

Оцените статью
ВсяСтраховка
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.