УТС по КАСКО

КАСКО

В каких случаях можно получить взыскание

Однако не любой потерпевший может получить возмещение по этой категории, ведь отыскать такую страховую компанию, которая согласилась бы уплачивать размер УТС, непросто.

Прежде всего, следует учесть те случаи и условия, при которых практикуется расчет УТС по полису КАСКО:

  • если транспорт пострадал в ДТП, а при других обстоятельствах – погодные катаклизмы, упало дерево, случайный пожар, затронувший авто и другие подобные варианты;
  • автомоторное транспортное средство иностранного производства не должно быть старше 5 лет;
  • автотранспорт отечественного производителя не должно быть старше, чем 3 года;
  • износ авто не должен превышать 35% для отечественных автомобилей, 40% для иностранных машин;
  • пробег отечественного авто не должен превышать 50 тыс. км, а пробег иностранного авто – 100 тыс. км;
  • когда не требуется ремонта автомобиля 1 степени сложности;
  • транспортное средство понесло повреждения не по страховому случаю;
  • транспортному средству нанесен ущерб в результате определенных видов ремонтных услуг, допущения разнотона при окрашивании, а также нарушения заводской сборки.

Однако самым главным правоустанавливающим для страховой компании поводом начать начисление УТС в дополнение к страховым выплатам является лишь решение этого вопроса через суд.

Вне судебных решений страховщики будут опираться на правила страхования, которые прописываются в договоре страхования.

Общие сведения

К таким страховым ситуациям относятся угон, пожар, аварии и механические повреждения другого характера, а также прочие действия третьих лиц, которые направлены на ущерб автомобилю.

Можно предусмотреть в полисе и более узкие страховые ситуации, которые при появлении будут причиной для компенсации средств.

Поэтому КАСКО является более широкой страховкой, в сравнении с тем же ОСАГО, хотя и значительно дороже, чем обязательный страховой полис.

Не все водители приобретают такую защиту, и даже сотрудничество со страховщиками по этому направлению не даст гарантии, что компания будет выплачивать УТС в добровольном порядке.

Что это такое

К примеру, мог пострадать внешний вид машины, деталей, их характеристики и в связи с этим значительно уменьшился срок эксплуатации транспортного средства.

Зачастую причиной УТС являются аварии или повреждения вследствие стечения обстоятельств, благодаря чему автомобиль нужно подвергать ремонту.

УТС по КАСКО

И большая часть их аргументов склоняется к тому, что утеря стоимости не является ущербом, хотя у Верховного суда РФ противоположное мнение.

Поэтому УТС — это тот вид ущерба, который покрывается страховым полисом, а размер этой суммы рассчитывается согласно методикам и формулам Центробанка РФ.

Как уже упоминалось, не все страховые компании желают добровольно возмещать УТС, а еще чаще и сами клиенты не знают, что возможность получить такое возмещение вообще имеется.

Взыскание УТС по полису КАСКО зависит и от сложности требуемого ремонта, достаточной принято считать необходимость первой степени ремонта.

Это означает, что автомобиль требует восстановления частей, оказывающих прямое воздействие на движение авто, а также его внешний вид.

В них оговаривается, что УТС тоже следует относить к категории ущерба, и по этому факту также осуществляется предоставление страховой выплаты.

Требуя от страховой компании выплаты по утерянной стоимости, следует обращаться именно к этим нормативным актам, как и при подаче судебного иска — это предпринимается, когда страховщик отказал в деньгах.

В своем Постановлении под номером 2 от 2015 года было указано, что к ущербу все же следует относить утраченную стоимость и производить выплаты клиенту следует тоже с расчетом этой суммы.

Возможно ли получить УТС при ремонте на СТО

Получить УТС при ремонте машины на станции технического обслуживания можно в некоторых случаях:

  1. Во время ремонта детали кузова были заменены или восстановлены.
  2. Детали кузова были восстановлены. Речь идет как о съемных, так и несъемных запчастях.
  3. Детали кузова ТС были окрашены либо полностью, либо частично.
  4. Заводская сборка авто была нарушена в связи с осуществлением капитального ремонта.
  5. После полученного повреждения первоначальная форма кузова была восстановлена, а геометрические параметры остались неизменными.

УТС по КАСКО

После случившегося ДТП или вынужденного ремонта автомобилю возвращается лишь только его рабочая способность, но имущественная стоимость не будет возвращена.

Такого рода возмещения распространяются на автомоторные транспортные средства (АМТС) при следующих ремонтных работах:

  • если производилось возобновление геометрии кузова, который был перекошен;
  • неполная или полная замена несъемных частей кузова;
  • ремонт отдельных как съемных, так и несъемных частей кузова;
  • полное или неполное окрашивание внешней стороны кузова, также окрашивание деталей из пластмассы (спойлеры, бампер, корпуса зеркал и др.);
  • капитальная разборка салона, которая может повредить заводскую сборку.
Еще по теме  Как не платить КАСКО по автокредиту?

Эти ремонтные работы могут существенно снизить товарную стоимость автомобиля, поэтому подобные ремонты распространяются на транспорт как после аварии, так и вне дорожных происшествий.

Ведь авто, не попавшее в аварию, но которое подверглось вышеобозначенным ремонтным работам, также попадает под страховые расчеты по УТС.

Особенности судебного разбирательства о возмещении УТС

Только человек, который знаком с нюансами общения со страховщиками, может требовать соблюдения своих прав и получит деньги, положенные ему по закону.

В процессе работы над взысканием суммы по УТС, желательно представлять, какие машины могут быть причиной для получения возмещения УТС, когда таких средств не предоставляется, и каким образом следует требовать выполнения обязательств.

Разобраться нужно и в том, как именно производится расчет УТС, в какой срок рассматривается заявление и является ли эта ситуация ущербом в понимании закона.

В законе и судебной практике уже давно четко определили, какие автомобили могут получить УТС, и в каких случаях эту сумму могут возместить.

В страховом договоре действительно часто не прописан вопрос с возмещением УТС, но следует все же проштудировать закон и понять, что в судебном порядке возмещение таких сумм будет более быстрым.

Получивших повреждения В результате дорожно-транспортного происшествия
Эксплуатируемые Не более 2-х лет грузовики, не более 3-х лет отечественные автомобили и не более 5-ти лет иномарки
Имеющих износ Не больше 35% в случае с отечественными моделями авто и не больше, чем 40% в ситуации с иностранными машинами
У которых пробег не превышает 50000 километров Если речь идет об отечественных продуктах и 100 тысяч километров, когда УТС требуется иномарке
После ремонта автомобиль Получил ущерб или потерял изначальный внешний вид

Даже если машина соответствует этим требованиям, страховщики могут отказаться платить, и для таких компаний действеннее всего будет судебный иск, поскольку постановление суда нельзя не выполнить.

Можно ли попробовать решить со страховщиками проблему мирно? На это тратится не один год.

Учитывая вышесказанное, компенсация по УТС не платится тем автомобилистам, которые имеют большой износ, достаточно старые машины или у них большой пробег.

Из законов страховой сферы также следует, что если владелец авто стал виновником ДТП, то ему УТС не выплачивают, и в этом солидарны как страховые компании, так и судебные инстанции.

Учитывая практику, страховые компании, которые все же готовы предоставить своим клиентам выплату по УТС, часто не дают адекватной суммы, поэтому выплата не будет превышать 20% от убытков.

Чтобы получить выплату по УТС, обязательно нужно помнить о главном правиле общения со страховщиками — настаивать на своей правоте и опираться на законодательство.

Хотя СК и должны предоставлять выплату самостоятельно, часто они этого не делают, надеясь на неознакомленность владельца ТС.

Нужно сразу принести два заявления, одно из которых пойдет в документооборот компании, а на втором поставят отметку о принятии, что будет доказательством требования.

Чтобы требования были подкреплены, желательно обратиться к независимому эксперту, который оценит уровень ущерба, а также установит конкретную сумму УТС.

Но при хорошей репутации страховой компании можно не тратить деньги на услуги оценщика и доверить СК самой проводить исследование.

Теперь можно ждать ответа компании, и если она ответит отказом, либо же назначит слишком маленькую сумму, то можно подавать судебный иск.

В нем указывается претензия или несколько к компании со ссылкой на законодательство, а также предоставляются доказательства отказа страховщика в выплате денежных средств.

К иску нужно приложить все те же документы, что и в СК, то есть документы о праве собственности на авто, страховой полис, заключение эксперта, но следует добавить и официальный отказ.

Следует предоставить документы из ГИБДД, если ремонт уже был произведен, очень полезно будет сохранить чеки и квитанции об оплате ремонта, чтобы разговор шел о конкретных суммах.

Особенности возмещения УТС по КАСКО

Много вопросов существует вокруг того, облагается ли НДФЛ эта сумма. И законодательство не предусматривает необходимости начисления НДФЛ на УТС по КАСКО.

Если гражданин считает, что отказ страховой компании в возмещении УТС является необоснованным, то он может составить исковое заявление и направить его в суд.

Если обращаться к практике, то суд в большинстве случаев встает на сторону истца. Однако заявитель может получить отказ в своих требованиях. На то есть несколько причин:

  • отсутствие доказательной базы;
  • отсутствие необходимых документов.
Еще по теме  Нумерология автомобильных номеров - значение цифр в номере автомобиля

Как получить и необходимые документы

Не стоит бездействовать, когда ваш автомобиль внешне и по состоянию внутреннего устройства не соответствует требованиям взысканий по УТС. Не нужно выжидать или думать, что вам на блюде подадут начисления на страховую выплату.

Необходимо быть решительными в отношениях со своим страховщиком, а для этого изучите следующие шаги, которые вам необходимо будет сделать:

  1. Напишите заявление на возмещение УТС вашего транспортного средства в свою страховую компанию, что выдавала вам полис КАСКО – сделать заявление следует в письменной форме, 2-х экземплярах и проследить, чтобы их официально зарегистрировали.
  2. Нужно обязательно обратиться к экспертному оценщику, чтобы была установлена причина и величина УТС вашей машины. Конечно же, специалисты рекомендуют проводить экспертизу обязательно у независимо экспертного оценщика, но если у вас установились доверительные отношения со своим страховщиком, можете воспользоваться их экспертизой.
  3. Обязательно написать исковое заявление в суд, где прописываете претензию на то, что ваша страховая компания не хочет следовать требованиям законодательства. Заявление, которое, по сути, будет выглядеть больше как претензия, должно упоминать в тексте сокращенные ссылки на Закон – п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.1082 ГК РФ.
  4. Страховой полис КАСКО.
  5. Водительские права или доверенность от лица, которому доверили автомобиль и чья фамилия вписана в полис.
  6. Наряд-заказ и акт с перечнем проведенных ремонтных работ вашего транспортного средства, указанием всех необходимых деталей для ремонта – в перечне необязательно указывать стоимость ремонта.
  7. Справку формы № 154, которую выдает ваш страховщик после того, как вы в своей страховой компании подали заявление на УТС.
  8. Если ваша машина ремонтировалась после аварии, тогда необходимо в оценочную компанию снова подать все копии документов из ГИБДД. Можно даже отсканировать все документы, чтобы легче было их множить.

Обратите внимание на очень важный факт – все повреждения, которые были нанесены вашему автомобилю, не должны быть умышленными. В противном случае они не будут рассматриваться как страховой случай.

Судебная практика по возмещению УТС

Следует отдать должное судебной практике в отношении наложения обязательств возмещения УТС страховыми компаниями. Методы и способы решения судей достаточно линейны и объяснимы. Чаще всего суд принимает сторону застрахованных лиц, а не страховщиков.

Окончательное свое слово о том, что УТС является реальным ущербом, который также требует возмещения, как и прочие по страховому случаю, суд сказал 30.01.2013г. в Обзоре Президиума Верховного Суда РФ «По отдельным вопросам судебной практики, связанными с добровольным страхованием имущества граждан».

Именно поэтому страховые компании, которые ранее добровольно не хотели включать расчеты УТС в страховые выплаты, после решения суда следуют его решению о включении УТС наряду со всеми необходимыми восстановительными расходами.

Как рассчитать

Высчитываемый размер УТС является условной величиной. Чтобы правильно произвести расчеты в учет берутся следующие пункты:

  1. Страховая компания никогда не будет самостоятельно предлагать оплатить УТС. Поэтому для получения средств по КАСКО потребуется обращаться в суд с исковым заявлением для получения предписания, которое компания должна будет выполнить.
  2. Для расчета УТС может использоваться несколько методик. Страховая компания самостоятельно выберет, по какой из них будет проводиться определение нанесенного ущерба.
  3. На УТС влияет количество поврежденных участков и элементов автомобиля.
  4. Возмещение убытка является обязательным, даже если автомобиль отремонтирован по направлению на СТОА, которое было создано страховой компанией.
  5. Основой для расчета является рыночная стоимость транспортного средства. Это позволяет получить более высокую компенсацию за автомобиль премиум сегмента. Это правило действует и в другую сторону – за ремонт недорогого автомобиля компенсация будет меньшего размера.

Чтобы определить размер потери товарного вида автомобиля по КАСКО, к делу привлекаются оценочные компании. Специалист такой фирмы осмотрит транспортное средство. По итогам экспертизы и состояния автомобиля будет дан максимально объективный результат. Лучше, если клиент привлечет независимого эксперта, а не того, который был направлен по наставлению страховой компании.

Существует три основных методики расчета размера УТС:

  1. По Минюсту. Чаще всего компании используют именно этот метод, так как он признается официальным.
  2. По руководящему документу. Очень редко ущерб определяется по РД, но некоторые компании работают только по такой схеме.
  3. По Хальбгеваксу. Самый простой метод определения оценочной стоимости ремонта. Из-за своей простоты часто дает не совсем корректные результаты расчетов.
Еще по теме  КАСКО если сам повредил машину

УТС = (К/100)*(ЦР СО), где:

  • К – коэффициент самой большой утраты из таблицы Хальбгевакс;
  • ЦР – рыночная стоимость транспортного средства, где учитывается износ, который получен в ходе эксплуатации авто;
  • СО – стоимость ремонта.

Цобщ = Цэл Цкар Цокр Цкуз, где:

  • Цобщ – цена за ремонт элементов автомобиля, которые можно снять;
  • Цкар – цена за ремонт элементов автомобиля, которые нельзя снять;
  • Цокр – цена окрашивания кузова;
  • Цкуз – цена кузовных работ.

Схема ДТП

Ц = ЦР*К1/100, где:

  • ЦР – рыночная цена автомобиля;
  • К1 – коэффициент, определенный после проведения экспертизы.

Индивидуальный коэффициент К1 определяется на основании следующих положений:

  • если замене подлежать элементы, которые были сварены, то размер коэффициента уменьшается на 20 процентов;
  • коэффициент уменьшится, если автомобиль требуется покрасить после проведения ремонта;
  • ремонт детали не должен превышать ее стоимость;
  • коэффициент уменьшается на половину, если устраняются повреждения, которые не были получены при ДТП.

Так, если пострадала только верхняя рамка радиатора на автомобиле, рыночная стоимость которого 1 000 000 рублей, то страховая компания будет обязана возместить 1 000 000*0,1/100 = 1 000 рублей.

Величину расчета УТС принято считать условной. При расчете и возмещении утраты товарной стоимости учитывают следующие нюансы:

  • добровольно страховщик не будет возмещать величину, на которую снижен товарный вид автомобиля, поэтому следует им дать правомочность на такие действия путем решения суда;
  • объем расчета УТС всегда будет зависеть от количества испорченных деталей и участков, элементов поверхности для окрашивания;
  • фундаментом для начислений УТС на страховку всегда будет являться рыночная стоимость самого авто – другими словами, чем дороже будет ваш автомобиль, тем больше будет объем начислений УТС (специалисты подтверждают, что в их практике были такие случаи, когда стоимость ремонта была около 250 тысяч рублей, тогда УТС начислялась 200 тысяч рублей. Согласитесь, такие деньги на дороге не валяются);
  • в случае если уже ваш автомобиль отремонтирован по направлению вашего страховщика на СТОА, вы все равно можете получить возмещение УТС;
  • утрату товарной стоимости рассчитывают при помощи нескольких методик, однако, право выбора способа расчета величины принадлежит специалисту вашей страховой компании.

Расчеты утраты оценочной стоимости обычно проводят оценочные фирмы или компании, где специалисты занимаются проведение экспертиз и оценок состояния транспортных средств. Максимально объективный результат оценки можно считать у независимых экспертов.

 методика Минюста РФ  ее принято считать «официальной» поэтому судебные эксперты обращаются так часто на нее внимание
 методика РД или руководящего документа  применяется иногда
  методика Хальбгевакса  считается самым простым методом расчета, которым может пользоваться любой водитель, обладающий базовыми знаниями школьной алгебры

Простота последней методики позволяет производить расчеты самостоятельно. Используя при этом формулу и специальную таблицу.

 К  коэффициент наибольшей (макс.) величины утраты товарной стоимости автомобиля, который берется из таблицы Хальбгевакс
 ЦР  рыночная стоимость автомобильного транспорта, учитывается с износом;
 СО  общая стоимость ремонтных работ.

Для примера можно вкратце описать еще один из способов расчета УТС для авто без ДТП или после ДТП – методику Руководящего Документа, чтобы иметь представление о сложности таких расчетов.

 Уэл.  цена ремонта съемных элементов кузова
 Укар.  цена ремонта несъемных элементов кузова или каркаса кузова
 Уокр.  цена окрашивания кузова
 Укуз.  цена ремонтных работ кузова, которые могут нарушить его геометрию, или его полной замены
 К1  коэффициент, который показывает, что размер УТС менялся по мере изменений ремонтных работ
 К2  коэффициент, показывающий степень износа деталей
 Цi  стоимость детали в розницу в рублях, которая подверглась ремонтным работам
 m  количество съемных элементов, что требуют ремонта

Благодаря тому, что Верховный Суд позаботился о клиентах страховых компаний, у каждого водителя, на руках которого имеется страховой полис КАСКО, теперь может в судебном порядке получить возмещение утраты товарной стоимости своего транспортного средства.

Если бы не вмешательство законодательных органов в этот нюанс, то до сих пор страховики спокойно могли бы ничего не доплачивать потерпевшим. Ведь они же действуют строго в рамках договора страхования, который они заключают со своими клиентами.

Оцените статью
ВсяСтраховка
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.